Видеоэкскурсия по музею

История создания краеведческого музея села Шелаево.
Музей был основан в 1970 году. Он был открыт в связи с проведением научно-практической конференции Областного комитета КПСС по теме: «Дифференцированная работа с различными категориями населения». Для того чтобы показать историю села, его социально-экономическое развитие, быт, культуру и досуг населения, было решено организовать краеведческий музей. Дело в том, что Шелаево является одним из самых старых поселений по возрасту среди всех сел Валуйского района. Более того, на территории села были обнаружены стоянки первобытных людей и могильник эпохи бронзового века, о чем свидетельствуют материалы научных экспедиций ученых г. Москвы и г. Воронежа. Не показать это и не использовать в работе с населением по патриотическому воспитанию, было бы не только не справедливым, но и не допустимым. С этой целью был открыт музей в 1970 году. Инициатива по созданию музея принадлежала школе. За работу по сбору материалов, экспонатов и исторических документов взялся учитель истории Подерягин В.С. Вместе с детьми, родителями и жителями села было собрано около 1000 различных экспонатов относящихся к историческому прошлому родного края, района, области и страны.
Здесь были собраны предметы этнографического характера, материалы археологических разведок, сведения об историческом прошлом села, экспонаты, относящиеся к временам гражданской и Великой Отечественной войны, период у коллективизации, нумизматический материал. Работа музея (экскурсии, лекции, беседы, встречи) проведение торжественных мероприятий, участие в краеведческих экспедициях. «Моя Родина – СССР» была оценена Областным Управлением образования и культуры по достоинству.
Музею было присвоено звание – народный. Активисты и члены Совета музея защищали честь нашего района и области в различных всероссийских и всесоюзных слетах следопытов-краеведов. Так Корякина Татьяна ученица Шелаевской средней школы была на всероссийском слете в г. Свердловске, а еще раньше член совета музея активный участник краеведческой работы Ерохина Александр побывал в Москве на всесоюзном слете краеведов в 1976 году Краеведческий музей Шелаевской средней школы занял 1 место в области представлял Белгородскую область на Всероссийском фестивале юных этнографов в г. Ордженикидзе (ныне Владикавказ – столица Северной Осетии). Оттуда ребята возвратились с почетной грамотой организационного комитета за интересную работу по этнографии края. Тысячи посетителей из Валуйского района и других территорий белгородской области побывали в нашем музее. Часть экспонатов была передана в районный краеведческий музей. С 2000 года музей получил второе рождение. С новым помещением и прекрасно оформленными залами он поистине стал жемчужиной Шелаевского ДК. В 2003 году Шелаевский краеведческий музей занял 1 место в областном смотре школьных музеев. А в 2004 году член совета музея Хмеленко Эмилия под руководством Лавренюк Т.В. – преподавателя истории Шелаевской средней школы защитила большую работу по истории родного села, рассказав об истории церкви с. Шелаево и заняла 1 место в области. Музей продолжает заниматься краеведческой работой в дальнейших планах создание научно-исследовательского объединения на базе музея с. Шелаево.
Рассмотрено: УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом : Директор МОУ:
___________/Л.В.Подерягина/
протокол № ___ Приказ № ______
«___» ______2023г. «____» ________2023г.
Положение о школьном краеведческом музее
МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
- Общие положения.
1.1. Школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения, действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов — Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
2.5. Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность музея
3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3. Деятельность музея регламентируется положением, утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания музея:
— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
—положение о музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
4. Функции музея
4.1. Основными функциями музея являются:
— документирование истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
— организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
— развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея
5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
6. Руководство деятельностью музея
6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
Программа
деятельности исторического музея МОУ
«Шелаевская СОШ» Валуйского р-на
Роль школьных музеев в учебно-воспитательном процессе неоспорима. Собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают ее как эстафету потомкам, поддерживают, и развивают связь, нить времен и поколений. Документальные и вещественные материалы ярко, доказательно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать дела и поступки, создать, воскресить дела и поступки людей. «Живой» показ явлений и фактов средствами музейных предметов – подлинников особенно убеждает, особенно врезается в память. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможность учебно-воспитательной работы с учащимися. Знакомство с памятниками истории и культуры родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, прикосновение к подвигу, усиливает чувство любви к Родине, к своему народу.
Учитывая этот потенциал воспитательного и образовательного воздействия музейных экспозиций на развитие учащихся, программа предусматривает совершенствование работы по всем направлениям музейной деятельности.
Цель программы:
Осуществление средствами музея комплексного подхода к воссозданию, сохранению и развитию истории села Шелаево как части нашей Родины, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
Задачи программы:
- участие в совершенствовании образовательно-воспитательного процесса социокультурного комплекса села, частью которого является и школьный музей;
- формирование национального самосознания, уважение к истории родного края музейными средствами;
- обеспечение сохранности и рационального использования музейного фонда в воспитательно-образовательном процессе;
- формирование потребности обращаться к музейным источникам, как средству развития личности и воспитания музейной культуры.
Практическая реализация задача музея отражается на сложившуюся в России систему работы школьных музеев.
Программа предусматривает организацию работы на основе самоуправления, которое осуществляет совет музея.
Педагогическое руководство возлагается на учителя, назначенного руководителем школьного музея.